Внимание! Studlandia не продает дипломы, аттестаты и иные документы об образовании. Наши специалисты оказывают услуги консультирования и помощи в написании студенческих работ: в сборе информации, ее обработке, структурировании и оформления работы в соответствии с ГОСТом. Все услуги на сайте предоставляются исключительно в рамках законодательства РФ.
Нужна индивидуальная работа?
Подберем литературу
Поможем справиться с любым заданием
Подготовим презентацию и речь
Оформим готовую работу
Узнать стоимость своей работы
Дарим 200 руб.
на первый
заказ

Дипломная работа на тему: Причины обострения отношений между социально-этническими общностями

Купить за 600 руб.
Страниц
23
Размер файла
24.51 КБ
Просмотров
28
Покупок
0
Этническая среда является производным понятием социальной среды: в центре ее внимания ходятся социально-этническая общность, социально-этническая группа, человек той или иной социально-этнической

Введение

Этническая среда является производным понятием социальной среды: в центре ее внимания находятся социально-этническая общность, социально-этническая группа, человек той или иной социально-этнической группы, общности. Исходя из этого этническая среда - это окружающие человека (слой, группу, общность) общественные, материальные и духовные условия существования, формирования и деятельности. В широком смысле (макросреда) - это общественно-политическая система в целом, в которой функционирует (действует, развивается) социально-этническая общность (группа, человек): общественное разделение труда, способ (способы) производства, совокупность общественных отношений и институтов, общественное сознание, культура данного общества (сообщества). В более узком смысле - это непосредственное окружение социально-этнической общности, группы, слоя, отдельных их представителей; семьи, семейно-бытовые отношения, трудовые и поселенческие коллективы, разнообразные группы людей социального и социально-этнического характера.

На современном этапе чаще всего пользуются терминами "межнациональные" и "национальные" отношения. Действительно, в XX в. именно межнациональные отношения являются главными, определяющими в системе отношений между всеми социально-этническими общностями. Это требует конкретизации вопроса - об отношениях между какими историческими общностями идет речь?

Конечно, в современном мире главной социально-этической общностью является нация - исторически складывающийся тип этноса, историческая общность людей, характеризующаяся устойчивой целостностью (общностью) экономической жизни, языка, территории, некоторыми особенностями культуры и быта, психологического склада и этнического (национального) характера. Нации пришли на смену народности. Это более широкая, чем народность, форма общности, складывающаяся с возникновением и становлением буржуазной формации. Выделяют нации буржуазные, социалистические и нации переходного типа.

Однако народность - одна из форм социально-этнической общности людей, исторически следующая за родоплеменной общностью, - не исчезла с лица земли. Начало ее возникновения относится к периоду разложения первобытнообщинных отношений. Если характерной чертой, сущностью родоплеменных объединений являлись кровнородственные связи, то для народности - территориальные, а для нации - экономические. Народность присуща, прежде всего, периодам рабовладения и феодализма. В условиях капитализма, с усилением экономических и культурных связей, народность превращается в нацию. Однако народности существуют и при капитализме, и при социализме, поскольку в силу ряда причин (отставание в развитии, малочисленность и т.д.) они не сложились в нацию.

Более того. Несмотря на то, что древняя форма социально-этнического объединения - род как группа кровных родственников ведущих свое происхождение по материнской или отцовской линии, распался с возникновением классового общества, пережитки родоплеменного деления сохранились у многих народов вплоть до наших дней, в том числе и на территории нашей страны (северные и другие районы). Кровнородственные связи, плановость, племенная сообщность дают о себе знать и в настоящее время.

Это не удивительно. Вдумаемся в определение названных объединений людей. Они не случайно называются социально-этническими общностями, поскольку являются такими объединениями людей, которые органически сочетают в себе две неразрывно связанные между собой стороны - социальную и этническую. При всей важности и значимости социальных характеристик другую основу таких общностей составляют этнические свойства. Причем эти свойства, как представляется, играют всегда важнейшую роль. Эта роль возрастает или уменьшается в зависимости от степени зрелости социальных характеристик, т.е. от степени зрелости общества в целом и ею структурных подразделений, политических, социальных, экономических и духовных предпосылок функционирования и развития той или иной социально-этнической общности людей.

Это несоциальное единение людей, их сцементированность предопределила необходимость использования такого понятия, которое, не отрицая социальных их характеристик, отражает прежде всего этническую, народную суть (имеется в виду понимание народа как различных общностей людей). Таким понятием является этнос, т.е. исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими чертами и стабильными особенностями культуры (включая язык) и психологического склада, а также осознанием своего единства и отличия от других подобных образований (самосознанием). Основные признаки этноса - язык, народное искусство, обычаи, обряды, традиции, нормы поведения, привычки, - т.е. такие компоненты культуры, которые передаются из поколения в поколение, образуя так называемую этническую культуру.

Такая устойчивая совокупность людей при всей важности социальных ее характеристик, подчеркнем это еще раз, всегда стремится сохранить свое этническое единство (хотя, безусловно, нельзя здесь отрицать и моменты сближения народов, их интеграции, в том числе в этой сфере, что, естественно, не тождественно состоянию "Иванов, родства не помнящих"). Это касается не только целого этноса, но и этнических групп как части этноса (племени, народности, нации), ядро которого находится в другом социальном организме (стране, республике и т.д.). Этнические группы могут находиться как в компактном, так и в дисперсном (рассеянном) состоянии.

В литературе, особенно при рассмотрении проблем социальной работы в этнической среде, используются также и такие понятия, как "национальные меньшинства" (точнее, социально-этнические "меньшинства", группы). Под ними подразумеваются национальные (социально-этнические) группы, проживающие за пределами территории своей нации - например, живущие в России украинцы (более 4 млн. человек), белорусы (более 1 млн.), немцы (по состоянию на конец 1989 г. - более 840 тыс.), казахи (свыше 635 тыс.), армяне (более 500 тыс. человек).

В составе этих групп выделяют несколько категорий (диаспор):

- внутренняя диаспора (проживает вне своих республик - коми, карелы, алтайцы, чуваши, осетины и др.);

- ближняя диаспора, представленная социально-этническими группами в России, историческая родина которых - бывшие советские республики;

- дальняя диаспора, исторической родиной которой являются государства дальнего зарубежья (болгары, греки, немцы, корейцы, поляки и др.);

- диаспора, не имеющая национально-территориальных образований (ассирийцы, курды, цыгане и др.).

Особой является российская диаспора в новых постсоветских государствах, представленная как этническим русским, так и русскоязычным населением, насчитывающая около 25 млн. человек.

Специфическими являются этнографические группы в составе той или иной социально-этнической общности (нации, народности). Они отличаются от основной массы населения особенностью культуры, языка (говором, диалектами или наречиями).

Следует обратить внимание на условность определения "меньшинства", поскольку они по своей численности превосходят многие так называемые коренные народы России - к примеру, численность бурят, осетин, ингушей, тувинцев, карелов составляет от 400 тыс. до 120 тыс. человек.

Национальные меньшинства образуются в результате как миграции (добровольной или вынужденной), так и депортации целых народов. В России (СССР) это имело место в отношении немцев Поволжья, греков, корейцев, чеченцев, ингушей и др.

Это понятие не тождественно понятию "малочисленные народы" - к их числу в России относят аборигенов, т.е. народы, проживающие на территории традиционного расселения своих предков сохраняющие самобытный уклад жизни и насчитывающие не более 50 тыс. человек. Так, 30 народов Севера, Сибири и Дальнего Востока (ханты, манси, ненцы, эвенки, нивхи и другие) насчитывают менее 200 тыс. человек (6,4% населения районов их компактного проживания).

Органическое единство социальных и этнических (несоциальных) характеристик общностей людей, их многообразие и взаимосвязь позволяют определить отношения между ними как экономические, территориальные, политические, государственно-правовые, культурные и языковые взаимоотношения между нациями, национальными группами и народностями в разных общественно-экономических формациях (или на разных этапах функционирования и развития общества), в разных странах и государствах.

Такое толкование отношений между социально-этническими общностями (в литературе это часто называют национальным вопросом) позволяет определить и их специфику; во-первых, взаимоотношения между социально-этническими общностями проявляются чаще всего (и главным образом) через экономические, политические, социальные и духовные виды общественных отношений; во-вторых, отношения между социально-этническими общностями разделяются на внутренние (отношения между ними внутри территориально-государственных образований) и внешние (отношения между ними в системе разных территориально-государственных образований).

Последнее обстоятельство имело и имеет большое значение как для бывшего Советского Союза (в котором проживало около 200 наций, народностей и этнических групп), так и для России, где проживает около 130 социально-этнических групп. Ситуация усугубляется не только наличием огромного числа различных общностей, но и распадом в начале 90-х гг. Советского Союза, в результате чего значительное число коренных народностей России оказалось за пределами своей исторической родины.

Оглавление

- Введение

- Причины обострения отношений между социально-этническими общностями

- Социальная инфраструктура. Социальная работа в разрешении проблем межэтнических отношений

- Духовная сфера межэтнических отношений Заключение

- Литература

Заключение

Итак, разрешение проблем межэтнических отношений требует активного и компетентного участия социальных работников во всех сферах жизни и на всех уровнях. Это возможно только при наличии у них высокой профессиональной подготовки и прежде всего понимания содержания и специфики межнациональных, межэтнических отношений. Поэтому необходима специальная подготовка таких профессионалов в рамках общей системы обучения и переобучения социальных работников.

Кроме того, необходимо обобщить опыт деятельности социальных служб в рассматриваемой области как в России, так и в СНГ и странах дальнего зарубежья - служб экстренной неотложной психолого-социальной помощи населению; психоэтнических консультаций; психологической реабилитации детей и взрослых, пострадавших в межнациональных конфликтах; миграционных служб и др.

Список литературы

1. Абдулатипов П.Г. Природа и парадоксы национального "Я". - М.: Мысль, 1991.

2. Антология социальной работы. В 5 т. - Т. 3/Сост. М.В. Фирсов. - М.; Сварогъ: НВФ СПТ, 1995.

3. Конфликтная этничность и этнические конфликты. - М., 1994

4. Межнациональные отношения в России и СНГ, Семинар Московского центра Карнеги. - Вып.1. -М.: НЦ "АИРО" - ХХ; Ратибор, 1994.

5. Социальная работа: теория и практика. / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н., проф. А.С. Сорвина. - М.: ИНФРА-М, 2002.

6. Социология: Учеб. пособие / Под ред. П.Д. Павленка. - М.. ГАСБУ, 1995.

7. Харников А.Е. Межнациональные отношения в СССР: причины, поиски, решения. - М.: Политиздат, 1990.

8. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. - М., 2002.

9. Энциклопедия социальной работы. В 3 т.: Пер. с англ. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993 - 1994.

10. Этнические процессы в современном мире. - М., 1987.

Как купить готовую работу?
Авторизоваться
или зарегистрироваться
в сервисе
Оплатить работу
удобным
способом
После оплаты
вы получите ссылку
на скачивание
Страниц
23
Размер файла
24.51 КБ
Просмотров
131
Покупок
0
Причины обострения отношений между социально-этническими общностями
Купить за 600 руб.
Похожие работы
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
Прочие работы по предмету
Сумма к оплате
500 руб.
Купить
Заказать
индивидуальную работу
Гарантия 21 день
Работа 100% по ваши требованиям
от 1 000 руб.
Заказать
103 972 студента обратились
к нам за прошлый год
1953 оценок
среднее 4.2 из 5
Александр Спасибо большое за работу.
uzinskayaantonina Прекрасный эксперт, все очень хорошо сделала, умничка каких мало, были проблемы с самим сайтом (некорректно работал...
Михаил Спасибо большое за доклад! Все выполнено в срок. Доклад был принят и одобрен.
Михаил Очень долго искала эксперта, который сможет выполнить работу. Наконец-то нашла. Работа выполнена в срок, все,как...
Юлия работа выполнена отлично, раньше срока, недочётов не обнаружено!
Юлия Работа выполнена качественно и в указанный срок
Ярослава Эксперта рекомендую !!!! Все четко и оперативно. Спасибо большое за помощь!Буду обращаться еще.
Ярослава Благодарю за отличную курсовую работу! Хороший эксперт, рекомендую!
Марина Хорошая и быстрая работа, доработки выполнялись в кратчайшие сроки! Огромной спасибо Марине за помощь!!! Очень...
Мария Благодарю за работу, замечаний нет!

Рассчитай стоимость работы через Telegram